10 июня 2013

10 лет в дизайне интерьера. Много или мало?

10 лет в дизайне интерьера. Много или мало?

10 лет до этого момента я продолжал учиться, работал и наблюдал. Я пытался рассмотреть в своей специальности и во всей дизайнерской деятельности тот эффект, которого так ждали и до сих пор ждут от дизайна - этот невообразимый эффект "ВАУ, КАКОЙ ИНТЕРЬЕР"! И вы и я видели много работ, журналов, телепередач, которые только и делали, что рекламировали "ВАУ, ЭФФЕКТ!" дизайнерской мысли. Что же они все рекламировали? Зачем сегодня столько дизайна и почему интерьер - такая заметная часть нашей жизни? Мне понадобилось это десятилетие, чтобы разобраться в процессе изнутри и отыскать эффект "вау".

Появление персонального пространства - первая причина, по которой произошёл эстетический взрыв в постсоветской культуре. Дизайн интерьера явился нам вместе с приватизацией. И когда я выбрал будущую профессию, слово "дизайн" было фантастически чужеродным. В институте строительства и архитектуры никто тогда и не подозревал, что эта фантастика будет такой же обыденностью, как массовая застройка города, как частное строительство или ремонты в квартирах. Все начали постепенно привносить красоту в свои персональные метры, но называться дизайном этот процесс стал после появления дизайнера.

Эффект новизны - причина номер два. Как и всё новое, дизайн интерьера захотелось попробовать. Кто хотя бы единожды не смотрел журнал с "перепланировками" или передачу про "перестройки"? Кто хотя бы раз не ощутил на себе действие перестановки мебели из привычного положения в непривычное? Как не поддаться и не попробовать - сделать что-то красивое для себя, когда вокруг только и говорят про красоту и предлагают много возможностей? Тем более, инфраструктура, количество инструментов и материалов для интерьера увеличивалось с прогрессией.

Продать здесь по-больше того, чем насытились там, откуда приехал дизайн - это, наверное, главная причина такой популярности дизайна интерьера. Как только не умудрялись продавцы мебели и сантехники, отделочных материалов и декора прививать мысль о прекрасном! Массированная реклама по самые уши засыпала "уютом" и "комфортом", а мысль о прекрасном быстро и неконтролируемо материализовывалась в "шедевры". Конечно же, такому стремительному развитию рынка поспевали и кадры. Дизайнеров начали готовить даже в непрофильных ВУЗах.

По этим причинам дизайн интрьера развивался не ввысь, а вширь. Методика преподавания дизайна отсутствовала так же, как и практика применения всех тех материалов, которыми дизайн оперировал. Я был непосредственным участником этого безответственного по отношению к искусству процесса. Его результат часто основывался на интуиции, а достижение походило на реалити-шоу с декорациями из гипсокартона, белых пластиковых окон, кондиционеров и ламината, встроенных светильников и шкафов-купе, акриловых ванн и консольных унитазов, развешенных по фен-шую.

И что же мы имеем сегодня? Этот вопрос уместен именно сейчас, в период, когда кризис строительной отрасли очистил рынок от временных, ситуативных явлений. Когда сбылись ожидания или развеялись мифы о прекрасном образе дизайна. Когда важен результат и стоимость его досижения. Когда пришло время для выверенных решений и не осталось места для ошибок. Как быть с евроремонтами в стране без евростандартов? Что движет дизайном вперёд, когда все привычные уже факторы реверсируют? Я приблизился к очередному моменту истины и теперь я не оставлю дизайн. И вот почему.

На протяжении тех лет, что описываю, я уделял большое внимание материалам, цветам, технике, инструментам и другим неодушевлённым предметам интерьера; я всё время пытался найти гармонию в их расположении, сочетании, пропорциях и освещённости. Я, как и многие дизайнеры, оперировал огромным количеством доступных материалов и информации для достижения одной цели - чтобы ВСЕ заговорили об этом! И вот, когда мне самому пришлось резюмировать свой опыт и я собрал воедино все свои достижения, я предстал перед самым важным вопросом за всё время моей практики: а что сейчас говорят о своём интерьере мои клиенты?! Те клиенты, которые иногда слепо верили в мои идеи! Те заказчики моих проектов, которые терпеливо ждали, пока меня посетит вдохновение! Те люди, которые за время сотрудничества наровне со мной переживали о том, что скажут про мою работу! Я прочёл все задания, которые составлял с их слов; пережил заново всё то, что они просили исполнить в работе. И я сам ответил на этот вопрос. Так, как мне хотелось бы думать про свою прическу, про свой двор, про страну, в которой живу. Я дал себе ответ на много лет вперёд, на столько, сколько буду проектировать прстранство для обитания и сколько будут обитать в нём одушевлённые люди. Именно они являются источником вдохновения, их уникальность есть залог уникальности моей работы, диалог с ними раскрывает суть внутреннего пространства так же, как и суть их существования. И теперь я твёрдо убеждён: ЖИВЫЕ ЛЮДИ и ИХ ОЖИДАНИЯ - единственный "вау"-эффект, к которому стоит стремиться и ради которого существует дизайн.
© Андрей Шуган, 07 Июня, 2013
Источник: Andrew Shugan TM
Пожаловаться модератору